вернуться в главное меню | на историко-архитектурные памятки

Армянская колокольня XV-XVI в. Охран. №750/1 | Фото
ул. Армянская (Вирмэнська), 1

В 1062 году армяне, принимавшие участие в походах русских князей против половцев, поселились в Каменце-Подольском и других городах Руси. Документы свидетельствуют, что в XIV в. в Каменце-Подольском была немалая армянская община.
Армяне занимались торговлей и ремеслом. Особенно славились их ювелирные изделия, оружие и одежда, оформленная разными украшениями. Через Каменец-Подольский со Львова пролегал торговый путь в Крым, Кафу и далее на восток. Вот почему на армянском рынке можно было встретить купцов из многих стран мира.
Недалеко от этого рынка в ХV веке была построена каменная армянская церковь, а в следующем веке отдельно от нее - колокольня. Она, как и Сутковецкая церковь Ярмолинецкого района, предназначалась для оборонных целей.
Армянская колокольня, колодец XVII в., торговый дом XVIII в., сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о высокой культуре братского армянского народа в те времена. В 1956 году колокольня занесена в реестр памяток архитектуры республиканского значения.

Гуменюк С., Мещишин А. Хмельницька область. - Львів:Каменяр, 1968.

АРМЯНСКАЯ КОЛОКОЛЬНЯ

Колокольню армянского собора в Каменце-Подольском исследователи считают архитектурной доминантой армянских кварталов города. Пятиэтажное сооружение чудесно просматривается со всех сторон на подъезде к нему. Как свидетельствуют архивные и литературные источники, оно было построено в конце XV - в начале XVI веков армянскими колонистами Каменца в стиле возрождения.
Во время турецкого нашествия в 1672-1699 годах Армянский собор был значительно разрушен. Колокольня, вероятно, не претерпела значительных разрушений, потому что уже в 1700 году в ней устроили часовню святого Стефана. В XIX столетии на ней находились два колокола: меньший 1701 и больший 1722 годов. По мнению специалистов, здание является одной из наиболее интересных армянских памяток города, в которой удачно соединяются разнообразные архитектурные приемы с высоким уровнем художественного воплощения. К сожалению, многие разрушены временем, и знаем мы об этих памятках лишь из письменных источников. Армянская колокольня одна из немногих сохранившихся до наших дней.
Лаконичное по форме сооружение колокольни чудесно вписывается в застройку города с его многочисленными памятками архитектуры. Своеобразный вид придает ей завершение в виде пирамидального шатра с четырьмя маленькими башенками на рогах, с небольшими полусферическими баньками. В каждой из башен устроено по две бойницы - даже строя культовые сооружения, зодчие Каменца не забывали об обороне города. С суровой архитектурой башни хорошо соединяется гонтовое покрытие. Армянские памятки города постоянно находятся в поле зрения исследователей. В 1958 году проводилась реставрация колокольни. В 1978 году ее изучали специалисты из Киева. Исследователям удалось выявить аналогичные архитектурные элементы этой постройки с церковью Аменапкрич в Санаине. Но наиболее интересными оказались результаты исследования первого этажа колокольни. На восточной и северной стенах и частично на западной выявлены остатки живописи, исполненной в красных и охристых цветах.
По характеру и стилевым приемам выявленная живопись может быть отнесена к периоду не позже XVIII столетия. Работы по его реставрации проводились бригадой художников-реставраторов из Киевской реставрационной мастерской под руководством Аркадия Иосифовича Марампольского. В этом году реставрация живописи будет завершена. Согласно плана музеефикации объектов заповедника здесь планируется разместить экспозицию "Армяно-украинские связи".

Дроздовська А. Вірменська дзвіниця \\ Радянське Поділля, Хмельницький. - 1983. - 20 липня.