вернуться в главное меню | на историко-архитектурные памятки

Костёл Св. Николая (руины) XIV-XVIII в. Охран. №750 | Фото
ул. Армянская (Вирмэнська), 1

Остатки Армянской церкви (костёла) св.Николая (далее - Николаевской) расположены в южной части Старого города, вблизи армянского рынка. Название ее связано с каменецкими армянами, проживавшими в ХIV-ХVIII в. в этой части города. Относительно строительства храма, у историков нет единой версии. Так, например, М.Вашикян (1777-1851) утверждает, что церковь построена мастерами Киремом и Хачиком. Доронович указывает на дату строительства 1495 г., указывая, что церковь не построена на месте деревянного храма, а совсем на другом. При этом он ссылается на настоятеля каменецкого армяно-католичесукого костела О.Демковича, который знал достоверные письменные документы. К стати, предыдущий храм, говорится, был большим и выложен из камня.
В XVII в. церковь стает униатской. Данная церковь отличается от остальных армянских храмов красотой и величием. Храм был окружен с трех сторон галереей, которая поддерживалась тесаными колоннами из камня.
Армянский исследователь З.Григорян пишет, что после пожара 1632 г. церковь реконструировалась: был расширен бабинец(?), сделаны каменные стены вокруг церкви. В информации о пожаре идет речь и о сооружении колокольни, но не указана дата. Исследователь склоняется к мысли, что колокольню соорудили до 1555 г., а в 1633 г. там была устроена церковь.
Во время осады Каменца турками (1672 г.) храм был разрушен и пребывал в таком состоянии до 1730 г. С этой даты храм реставрируется, аж до 1757 г., a с 1791 г. стал функционировать как униатский. В визитарных описях 1797 г. упоминается, что до разрушения турками храм был небольшой, из камня. И лишь в 1787 г. благодаря усилиям местных священников на собранную сумму от каменецких армян и армянского населения других городов, храм был расширен и освящен 27 июня 1791 года.
Е.Сецинский (Сичинский) оставил короткое внешнее описание культового сооружения в конце ХIХ в. Так, он писал, что Николаевская церковь (костёл) - византийской архитектуры, ее венчал восьмигранный купол. Главным алтарем был восточный, восточная часть с западной стороны была оформлена греко-римским фронтоном. Сооружение было окружено накрытой галереей. Отдельно была расположена колокольня Николаевской церкви (костёла).
В середине 30-х годов при Советской власти церковь была уничтожена. Частичное исследование на руинах Армянской церкви проводилось в 1972 г. под руководством Е. Пламеницкой, в 1973 г. при участии армянского исследователя Г.Григоряна.

Н.Б.Петров. "Отчет об археологических иследованиях армянского Николаевского храма XV-XVIII в.в. в г.Каменце-Пoдольском". фонди ДIАЗУ

Церковь находится на Армянской улице, правильнее - в стороне от нее, как бы в проулке и с улицы незначительна своими размерами - она почти незаметна, так как закрыта зданием армянского костёла и соседними домами. Здание этой церкви считается достаточно древним. Некоторые считают, что оно сооружено еще армянами, которые впервые поселились на Подолье в ХI-ХII в., так как при князях Кориатовичах армяне, как известно, не были уже новыми поселенцами в Каменце. Существуют разные мнения относительно постройки этой церкви: И. Ролле и другие считали, что церковь существовала еще до основания Каменца князьями Кориатовичами; протоиерей М.З. Доронович указывал на то, что церковь Св. Николая сооружена армянином Синаном Котлубеем в 1398 году, а когда в 1495 году была построена новая каменная церковь в честь Св. Николая, то старая была превращена в часовню Благовещения Пресвятой Девы Марии, пока снова в 1811 году не была превращена в церковь и посвящена имени Св. Николая.
Однако, впервые в истории города весть о здании теперешней Св.-Николаевской церкви появляется в документах XVII в., где эта церковь становится известной под именем армянского храма в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии. Во время владычества турков на Подолье помещение храма мало по малу начало разрушаться. В 1700 году армянин Богдан Лятинович за свой счет реставрировал церковь. Поводом для отстройки храма стало возвращение на Подолье чудотворной икони Божией Матери, находившейся во Львове, которая находилась в восстановленном храме до 1767 года. В этом же году был освящен главный храм армяно-католиков Св. Николая и икона была размещена в этом же храме.
В 1811 году армяне-униаты выпросили для проведения своих обрядов у армян-католиков разрешение превратить Благовещенскую часовню в униатскую церковь, которую освятили в честь Св. Николая. Униатской эта церковь была до 1840 года и в этом же году при настоятеле - священнике Викторе Лабейковском была присоединена к православию. В теперешней Свято-Николаевской церкви находится икона святителя Николая, писанная на полотне (2,5 Х 1,5). Икона была принесена сюда униатами. Кроме того, в средней части церкви сделан из камня барельеф - лежачая фигура святителя в митре, почти в натуральную величину. Этот барельеф не что иное как надгробный памятник Эчмиадзинского патриарха Мельхиседека, позже Львовского армянского епископа, который умер в Каменце 27 марта 1627 года и похоронен в этой церкви.
Форма здания - эллиптическая и с фронтовой стороны оно представляет собой вертикальный срез. Окна в церкви - 4, по одному с каждой стороны; окна маленькие, круглые и прорезаны в стенах высоко, почти под самой крышей. Внутри храм очень мал и тесен - может вместить в себе не больше ста человек.

Гульдман В.К. памятники старины в Подолии. - каменец-Подольский: Типография Подольского уездного правления, 1901 г. - С.342-344.